Прокуратура информирует: Конституционный Суд России проверил положения законодательства о необходимости оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО за жилые помещения, которые не используются, а также дал разъяснения о значении факта регистрации по месту жительства для перерасче

Информация от 12 декабря 2022 года

Конституционный Суд России проверил положения законодательства о необходимости оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО за жилые помещения, которые не используются, а также дал разъяснения о значении факта регистрации по месту жительства для перерасчета платы за такую услугу

 

         Конституционный Суд России в связи с поступившей жалобой дал оценку конституционности требований Жилищного кодекса РФ о необходимости оплаты коммунальных услуг за помещения, которые не используются, и  постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусматривающих, что при отсутствии постоянно и временно проживающих плата за обращение с ТКО исчисляется по количеству собственников, и сделал выводы об их соответствии Конституции России.

         Выводы Конституционного суда сформулированы в постановлении от 2 декабря 2022 г. № 52-П.

         Законодательство не допускает различное решение вопроса о перерасчете собственнику платы за обращение с ТКО в зависимости от того, есть у него регистрация по месту жительства в жилом помещении или нет, и исходит из презумпции постоянного использования жилого помещения.

         С учетом того, что значительную долю в общем объеме ТКО составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов, одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

         Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг, направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия ТКО на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды.

         Исходя из этого возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина, а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.

         Коммунальная услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием ТКО, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. 

         Данная коммунальная услуга в настоящее время практически исключает возможность установления как самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2022 года N 1714-О).

         Соответственно, сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.

         Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги.

         Непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из количества собственников такого помещения.

         Соответственно, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, при отсутствии иных граждан, постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом жилом помещении, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет во всяком случае не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. Иное в случаях, когда отсутствие собственника в жилом помещении утрачивает свойство временного, фактически означало бы игнорирование требования о временном отсутствии как условии соответствующего перерасчета, что, в свою очередь, приводило бы к неправомерному освобождению такого собственника от платы за указанную коммунальную услугу и тем самым влекло бы негативные последствия для поддержания разумного баланса публичных и частных интересов в данной сфере отношений.

         Таким образом, законодательно предусмотрена возможность перерасчета платы за коммунальные услуги, а факт регистрации по месту жительства (равно как и факт отсутствия таковой) сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Соответственно, отсутствие «прописки» не является основание для отказа в пересчете платы за обращение с ТКО.

 

Прокуратура Чемальского района

Совместно с Народным Фронтом в рамках проекта «Все для Победы!» Минстрой России реализует акцию Сбор «Умный город ».

Совместно с Народным Фронтом в рамках проекта «Все для Победы!» Минстрой России реализует акцию Сбор «Умный город ».

Подробнее

Новость от 31 октября 2024 года

ПАМЯТКА «О запрете купания в необорудованных местах»

ПАМЯТКА «О запрете купания в необорудованных местах»

Подробнее

Объявление от 05 июня 2025 года

День Республики Алтай прошёл на выставке «Россия»

День Республики Алтай прошёл на выставке «Россия»

Подробнее

Видеоновость от 12 ноября 2022 года

Уважаемые жители и гости Чемальского района!

Уважаемые жители и гости Чемальского района!

Подробнее

Информация от 12 января 2023 года

Правительство РФ установило порядок заключения соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований

Правительство РФ установило порядок заключения соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований

Подробнее

Информация от 09 июня 2025 года

Сайт Президента Российской Федерации
Сайт ГосУслуги.РУ
Сайт Правительства Российской Федерации
Сайт Гос.Закупок
Сайт Государственной Думы Российской Федерации
Сайт Гос.Торгов
Сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://kremlin.ru
перейти
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://government.ru
перейти
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://mvd.ru
перейти
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОС.УСЛУГИ
https://gosuslugi.ru
перейти
МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://mchs.gov.ru
перейти
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://council.gov.ru
перейти
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://www.duma.gov.ru
перейти
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://ksrf.ru
перейти
ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
https://programs.gov.ru
перейти
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
https://budget.gov.ru
перейти